Великий «Сорок первый».
Эта картина, снятая в 1956 году, рисковала так и не выйти на экраны СССР. Слишком уж смелой она оказалась для своего времени.
Любовь в разгар Гражданской войны

По сюжету, красноармейка Марютка, талантливый стрелок, берёт в плен и выхаживает раненого белогвардейского офицера. Два врага, две идеологии — но в условиях пустынного острова всё это отступает перед любовью. Временное перемирие двух сердец заканчивается трагедией, когда долг побеждает чувства.
Казалось бы, что могло смутить советскую цензуру? Но дело не только в том, что герои, принадлежащие к враждующим лагерям, испытывают друг к другу нежные чувства. Дело в том, как это показано.
Слишком смело для советского кино

Стриженов и Извицкая сыграли любовь так, что по сегодняшним меркам это выглядело бы естественно, а тогда — почти провокационно. Режиссёр Григорий Чухрай не просто снял историю о политическом противостоянии, а рассказал о притяжении мужчины и женщины, которым не суждено быть вместе.
В СССР ничего подобного раньше не показывали, и фильм долгое время балансировал на грани запрета.
Позже сам Стриженов вспоминал:
«Мы с Извицкой были пионерами эротики, поэтому Запад и ахнул – ничего подобного до этого у нас не было».
Канны аплодировали стоя
Зато на Каннском фестивале 1957 года его приняли с восторгом. Картина получила специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Французы даже назвали Изольду Извицкую «русской Мэрилин Монро».
Ранее мы писали: Семья до последнего твердила, что бояться нечего: все подробности смерти Олега Стриженова